БРАЙАНА ИРВИНА
ЕСЛИ БЫ у каждого из шестидесяти охранников и надзирателей тюрьмы «Гранит-Ривер» спросили, кто из них самый популярный, то получили бы шестьдесят ответов: «Аса Шорс». Если бы у каждого из полутора тысяч заключённых в тюрьме спросили, кто из охранников им больше всего не нравится, то получили бы полторы тысячи одинаковых ответов: «Аса Шорс!»
Если бы какой-нибудь любопытный человек спросил у каждого заключённого и у каждого охранника: «Кто считается самым отчаянным, самым жестоким, самым хитрым преступником в тюрьме?», — ответ был бы единогласным: «Малкольм Халси, пожизненно осуждённый».
Конечно, кажется неразумным, что Аса Шорс должен нравиться каждому охраннику и чиновнику и не нравиться каждому заключённому. Тем, кто не знаком с обязанностями тюремных охранников, может показаться, что метод обращения Аса Шорса с заключёнными, если он не нравится полутора тысячам заключённых, наверняка не понравится хотя бы одному из шестидесяти охранников. Но объяснение простое.
Прадед Асы Шорса следовал за тюрьмами, как моряки следуют за морями. Затем дед Асы взялся за эту работу и следовал ей железной рукой и несгибаемой волей, пока однажды нож, сделанный в тюрьме, в руках давнего «зэка» не вонзился ему в спину в том месте, где скрещивались подтяжки, отклонившись достаточно влево, чтобы пронзить сердце. Следующим был отец Асы Шорса, который погиб, пытаясь предотвратить знаменитый прорыв Стромберга в 1895 году.
Аса, таким образом, в силу своих тюремных методов, возможно, обусловленных наследственностью, смотрел на каждого заключённого как на каторжника, не больше и не меньше. Он не оскорблял и не выделял никого из заключённых. Человек, отсидевший год, был для Асы каторжником и ничем не лучше того, кто отбывал пожизненное заключение.
Преступление, за которое был осуждён тот или иной заключённый, мало интересовало Асу; его также не волновало, кто из заключённых считался отчаявшимся. Достаточно было того, что человек носил тюремную робу, будь он карманником, получившим шесть месяцев, или убийцей, получившим девяносто девять лет.
Когда Аса застрелил Ричарда («Матт») Эллисона, когда тот попытался сбежать, надзиратель сказал:
«На самом деле не было никакой необходимости убивать этого слабоумного заключённого, Асу. Он отсидел всего год и был совершенно безобиден. Лучше было бы выстрелить ему в ногу или в ступню».
И ответ Асы был таким:
«Я понятия не имел, кто этот человек, хотя видел его десятки раз, и не знал, как долго он здесь находится. Но если бы я знал, это ничего бы не изменило. Он был заключённым, сэр, и пытался сбежать. Если он был всего лишь полубезумен, как вы говорите, то должен был находиться в психиатрической лечебнице, а не в тюрьме».
Так вот оно что.
Если Аса когда-либо и улыбался заключённым, то это никогда не было зафиксировано. Известно, что он никогда не хмурился, глядя на заключённых. Короче говоря, он был неулыбчивым, непреклонным олицетворением «долга», и каждый заключённый ненавидел его за то, кем он был. Когда Аса стрелял, он стрелял на поражение — и никогда не промахивался. Четыре маленьких белых креста на унылом склоне холма возле тюрьмы свидетельствовали о его безупречной меткости.
Почему этот крупный мужчина средних лет с рыжеватыми волосами и стальными голубыми глазами, Аса Шорс, нравился своим коллегам-охранникам? На это было много причин. Казалось, что неестественное, холодное, бдительное, бесчувственное отношение Асы к заключённым каждый день, когда он сменялся с дежурства, компенсировалось здоровым, естественным желанием сбросить с себя обязанности, как рабочая лошадь сбрасывает раздражающую упряжь. Он был душой компании в казармах для охранников, большим добродушным, игривым парнем, которому очень нравились розыгрыши, независимо от того, был ли он их жертвой или зачинщиком. Если у него и был характер, он никогда не давал ему волю. Он преуспевал во всех видах спорта в спортзале и каким-то образом находил больше забавных историй, чем любой другой полицейский. избитая старая поговорка о том, что «он отдаст другу последнюю рубашку», подходила ему как новая перчатка. Он щедро делился с друзьями и, казалось, находил в этом настоящую радость.
После двенадцати лет службы на границе Аса по-прежнему был обычным стражником на стене. Многим это могло показаться обескураживающим, но не Асе. Мало кто знал, что он получал больше, чем другие стражники на стене. Он был отличным стражником. Поэтому его оставили на стене, в то время как более молодых людей повысили до более высоких должностей. Но Аса получал зарплату капитана смены и поэтому был доволен.
Казалось, он даже не возражал, когда его перевели из удобной первой башни в утреннюю смену и перевели на постоянную работу в третью башню в ночную смену с восьми вечера до четырёх утра. Это изменение было сочтено необходимым по нескольким причинам. Во-первых, потому что Аса категорически отказывался делать различия между заключёнными, отбывающими срок, и теми, кто его не отбывает, или между отчаявшимися людьми и безобидными «психами», когда использовал свою винтовку, чтобы остановить «бунт» или попытку побега одного заключённого.
Поскольку по ночам заключённых запирали в камерах, у Асы, как у ночного охранника, было мало возможностей попрактиковаться в стрельбе из винтовки по бегущему заключённому. Ещё одна причина, по которой его перевели в третью башню, заключалась в том, что в ту ночь во дворе ожидали беспорядков, и, зная, что на посту будет надёжный Аса, начальство считало, что любая попытка заключённых сбежать будет быстро пресечена.
Одной из полезных привычек Асы, когда рядом с ним не было заключённых, было пение. На самом деле это было не пение, но Аса считал, что это так, и он скрашивал долгие одинокие ночи в третьей башне песнями — скорее, песней, потому что он знал и пел только одну. Это была не современная и не популярная песня, и, когда Аса пел её, она звучала как кваканье лягушек в болотах по ночам:
«Когда я умру и буду похоронен глубоко, я вернусь ночью, чтобы взглянуть на тех, кто ненавидел меня. Я буду преследовать их в их домах и портить им сон, леденя их кровь: у тех, кто ненавидел меня, по коже побегут мурашки».
Не очень приятная песня, и она не радовала тех стражников, которые проходили мимо Третьей башни во время ночного обхода. Но Асе нравилась эта песня.
Когда стену расширили ещё на двести футов, чтобы освободить место для нового тюремного корпуса, Аса застрелил «вечного» Малкольма Халси. Торцевая стена, идущая от третьей до четвёртой башни, была снесена, а камни перенесли на двести футов южнее, чтобы использовать их для новой стены. Вокруг участка, на котором заключённые работали над новой стеной, был возведён временный забор из колючей проволоки. Снаружи, на расстоянии пятидесяти футов от ограждения, были расставлены дополнительные вооружённые охранники для наблюдения за работающими заключёнными.
Однажды Малкольм Халси успешно притворился больным, и ему разрешили остаться в камере. Надзиратели видели, как он лежал на своей койке, и над одеялом виднелась только его макушка. Во время пересчёта надзиратели увидели, что из-под одеяла на койке Халси торчит нога, а в изголовье кровати виднеется то, что они приняли за макушку.
В десять пятнадцать той же ночью зоркий Аса Шорс с третьей вышки увидел, как тёмная фигура проскользнула под нижнюю проволоку временного забора и побежала. Аса выстрелил и увидел, как человек упал.
Затем Аса, чтобы соблюсти тюремные правила, крикнул: «Стой!» Команда, конечно, была излишней: Халси резко остановился, когда пуля из винтовки 30-го калибра пробила ему плечо.
После того как заключённого отнесли в больницу, любопытные охранники открыли его камеру. Из-под одеяла в ногах кровати торчала искусно вырезанная деревянная ступня, под одеялом лежало несколько мешков со старой одеждой, а в изголовье кровати виднелась подстилка из чёрного конского волоса.
Прежде чем Халси покинул больницу, строительство новой стены было завершено. Башню номер четыре, расположенную напротив башни номер три, снесли, а на новом углу стены, в двухстах футах южнее, построили новую башню номер четыре. На другом углу, напротив новой башни номер четыре, находилась новая башня номер три. Старую башню номер три оставили стоять до дальнейших распоряжений. Эйса Шорс остался на ночной смене в старой башне номер три.
Однажды, когда Аса был не при исполнении служебных обязанностей и бродил внутри стен, он встретил Малкольма Халси. «Старожил» всё ещё был немного бледен и слаб после огнестрельного ранения.
— Я бы хотел, чтобы вы объяснили мне одну вещь, мистер Шорс, — сказал Халси. — Вы выстрелили мне в плечо, а потом закричали: «Стой!» Почему вы не приказали мне остановиться до того, как выстрелили?
«Ну, это было так, Халси», — ответил Эйса, не улыбаясь и глядя осужденному прямо в глаза. — Я прицелился в то место, где, по моим расчетам, должно было находиться твое сердце, но освещение было слабым, и мне пришлось стрелять быстро. Я, естественно, предположил, что вы мертвы, когда приказал вам остановиться, и, полагая, что вы мертвы, я не видел причин торопиться с отдачей приказа. Извините, что я таким образом провалил работу, но мои намерения были благими.»
«Но, — настаивал «долгожитель», — вы ещё не сказали мне, почему выстрелили, прежде чем приказать мне остановиться».
«Ах, это?» Протянул Эйса, неодобрительно пожимая массивными плечами. «Для меня это просто вопрос формы. Я очень часто, застрелив заключенного, кричу «стой» на следующий день или неделю. Кроме того, если бы у вас был хороший шанс прикончить меня, вы бы не сказали: «Берегитесь, мистер Шорс, я собираюсь вас убить».
С полминуты осужденный и надзиратель смотрели друг другу в глаза.
— Я вас понял, — наконец сказал Халси. — И, думаю, вы правы. Но я считаю, что моя очередь наступит следующей, мистер Шорс, и не будет никаких предварительных распоряжений или споров.
— Справедливо, Халси, — ответил Аса и отвернулся.
НАКОНЕЦ строительство большой новой кельи было завершено.
Аса задумался, оставят ли его на Старой Башне Номер Три. Он знал, что было решено оставить старую башню на стене, но, возможно, не использовать её.
Чтобы отпраздновать завершение строительства нового здания, начальник тюрьмы объявил выходной и распорядился, чтобы в этот день всем заключённым разрешили выйти во двор. Там должны были состояться соревнования по борьбе, боксу, бегу и другим видам спорта.
Спальней Асы Шорса была комната с низким потолком на первом этаже в одной из башен старого тюремного корпуса. Асу не раз предупреждали, что его комната — не самое безопасное место для дневного сна. Заключённые во дворе могли войти в комнату в любое время дня, и их не заметили бы ни надзиратели во дворе, ни те, кто охранял стены. Хотя единственная дверь в комнату была толстой и тяжёлой, Аса редко её запирал.
Аса проснулся днём и стал жаловаться про себя на шум, который производили заключённые во дворе. Однако после того, как он умылся холодной водой, его раздражительность прошла, и он запел, стоя у окна и расчёсывая волосы:
«Когда я умру и буду похоронен глубоко, я вернусь ночью, чтобы взглянуть на тех, кто ненавидел меня. Я буду преследовать их в их домах и портить им сон, леденя их кровь, заставляя кожу покрываться мурашками, на тех, кто…»
Песня Асы оборвалась на жутком бульканье. Через час «доверенное лицо» нашёл его лежащим в луже крови у открытого окна.
Его горло было перерезано острым предметом, который держал в руке неизвестный.
Конечно, Халси, пожизненно заключённого, допросили, но не было абсолютно ничего, что указывало бы на то, что именно он совершил убийство.
Стражники с грустью посмотрели на то, что осталось от Асы Шорс, и тихо сказали друг другу:
«Это должно было случиться. Аса был слишком хорошим надзирателем, чтобы его не убили».
И хотя тюремные осведомители не спускали глаз со своих подопечных, хотя каждый охранник стал детективом, убийство Асы Шорса оставалось загадкой.
Старая башня номер три была закрыта, а двери заперты. В ней не было необходимости, и смотритель размышлял о том, стоит ли прорубить в стене под башней ещё одни ворота для охраны. В этом случае, конечно, башня снова бы использовалась.
В час ночи после убийства Асы Шорса ночной капитан Джесси Данлэп сидел в одиночестве на сторожевой вышке внутри тюрьмы. Билл Уилтон, ночной охранник, обходил здания во дворе.
Капитан Данлэп лениво наблюдал за латунными индикаторами на приборной панели перед ним. Индикатор первой башни повернулся на пол-оборота влево, и на панели зазвонил маленький колокольчик. Капитан снял трубку телефона, стоявшего у его локтя, и получил сообщение: «Первая башня. Андерсон на дежурстве. Всё в порядке».
Данлэп лишь что-то проворчал в ответ и повесил трубку. Вскоре индикатор на второй башне повернулся влево, зазвонил звонок, и Данлэп снова снял трубку.
«Башня номер два. Бриггс на дежурстве. Всё в порядке», — пришёл ответ по рации.
Затем последовала Новая Башня № 3, за ней Башня № 4. С трёх внешних сторожевых постов и из тюремного корпуса поступали доклады, каждый охранник называл свой номер поста, своё имя и обычное «всё в порядке».
Все индикаторы на панели, кроме индикатора старой башни номер три, теперь были включены. Капитан Данлэп откинулся на спинку кресла, тяжело вздохнул и закурил трубку. Его взгляд лениво скользнул обратно к панели индикаторов.
Неподвижный указатель Старой Башни № 3 приковал его взгляд, и на мгновение его охватила глубокая печаль. Ночь за ночью, ровно в час, он видел, как указатель Старой Башни № 3 весело отклонялся влево, и слышал звон маленького колокольчика на панели. Ему всегда казалось, что указатель на башне Асы Шорса поворачивался быстрее, чем другие указатели, что колокол звонил веселее, что в донесениях старого доброго Асы Шорса звучала нотка радости, которая скрашивала одинокие ночные дежурства. Теперь старая башня была холодной, как и сам бедный старый Аса; двери были заперты и заколочены. «Никогда больше, — подумал Данлэп, — не услышу я знакомую песню Асы Шорса в тихом ночном воздухе». Какие были слова в этой песне?
«Когда я умру и буду похоронен глубоко под землёй, я вернусь ночью, чтобы взглянуть на тех, кто меня ненавидел».
Капитан Данлэп внезапно выпрямился в кресле. Трубка выпала у него изо рта и с грохотом упала на пол, а нижняя челюсть отвисла, и он широко раскрыл глаза, уставившись на панель индикаторов, потому что…
Индикатор на старой башне номер три двигался — двигался не быстро влево, а неуверенно, рывками, от которых у капитана Данлэпа зашевелились волосы на голове. Никогда прежде капитан не видел, чтобы индикатор вёл себя подобным образом. На самом деле система индикаторов была спроектирована и сконструирована таким образом, что, управляемые электрическими контактами, различные индикаторы занимали нужное положение, когда дежурный в каждой башне нажимал кнопку.
Короче говоря, индикатор, в соответствии со всеми правилами электротехники, применимыми к системе, должен был оставаться неподвижным или отклоняться влево при нажатии кнопки в башне. Но индикатор на старой башне номер три колебался, дрожал и отклонялся влево, а затем снова возвращался в вертикальное положение. Затем снова резко, неуверенно отклонялся влево, как будто блуждающая душа пыталась стряхнуть завесу, отделявшую её от живых.
Капитан Данлэп сидел неподвижно и наблюдал за странными движениями яркого латунного индикатора. Смутные, мимолетные, хаотичные мысли о перегоревших проводах, шутниках-хулиганах, заблудших душах проносились в его голове одна за другой.
Если бы только колокольчик не звенел! А если бы звенел? Что ж, тогда смерть, хоть и отняла у Асы Шорса всё смертное, не смогла победить его вечную бдительность и строгое соблюдение долга.
Дальше слева замигал индикатор, нерешительно, неуверенно, а затем — зазвонил звонок!
Это был слабый, медленный звон, который казался странным и неестественным в гробовой тишине тускло освещённой смотровой площадки.
Капитан Данлэп был храбрым человеком. Он с улыбкой смотрел в лицо смерти, когда его десятки раз приговаривали к смерти в тюрьме Гранит-Ривер.
Но он всегда знал, что опасность исходит от живых, дышащих людей. Теперь его охватил животный ужас; безымянный ужас, который, казалось, замораживал кровь в его жилах, напрягал каждую мышцу и нерв его тела, сжимал его сердце.
Но даже тогда разум сопротивлялся, пытаясь осознать происходящее. Что, если это была часть Асы Шорса, часть его, которая осталась на земле, чтобы бросить вызов смерти и карнавалам? Разве Аса не был всегда другом капитана Данлэпа? Почему он должен бояться духа друга?
Данлэп протянул дрожащую руку, снял трубку с рычага и медленно, неохотно поднёс её к уху. Как он хотел, надеялся, молился, чтобы из трубки не донеслось ни звука!
Но он действительно раздался, ему предшествовал слабый шепчущий звук:
- Старая т‑т-т-башня— — долгая пауза, затем слабо, почти неслышно, как будто сообщение пришло с расстояния в миллион миль. — Старая т‑т-башня номер три. С‑С-Шо…
Ещё одна пауза, набор бессмысленных слов, затем смешок. Боже! Знакомый смешок Асы!
«На дежурстве. Все О‑О-все О-»
Лёгкий смех, резкий жужжащий звук, вздох, тихое звяканье колокольчика, а затем тишина!
Данлэп не услышал щелчка, с которым трубка была повешена на рычаг. Очевидно, линия всё ещё была открыта.
Всё ещё прижимая трубку к уху, капитан облизнул пересохшие губы кончиком языка. Его свободная рука невольно поднялась ко лбу в неопределённом жесте и опустилась, влажная от пота. Должен ли он ответить на этот призрачный звонок? Должен ли он говорить с тем, кто держит трубку?
Когда он наконец заговорил, его голос был хриплым, странным даже для него самого:
— Кто… кто это сделал, Аса? Кто… кто… если ты мёртв… если это ты, Аса, скажи мне… кто это сделал.
Снова этот странный, незнакомый жужжащий звук. Затем из Старой Башни номер три, а может, и из-за могилы, донёсся слабый, неуверенный голос, похожий на шёпот:
«Он— он— это было… »
Голос оборвался бульканьем.
Данлэп повесил трубку на рычаг и, когда его взгляд упал на индикаторную панель, резко выдохнул: индикатор Старой Башни № 3 задрожал и вернулся в вертикальное положение на циферблате!
Такое неслыханное поведение индикатора было самой большой загадкой из всех. Индикаторы, каждый из которых независимо от других управлялся кнопками в каждой башне, были сконструированы таким образом, чтобы поворачиваться только справа налево.
Указатель на Старую башню номер Три снова повернулся слева направо!
КАПИТАН ДАНЛЭП не предпринял никаких попыток разгадать эту тайну.
Старая башня номер три была надёжно заперта, и попасть в неё можно было только через стену от Новой башни номер три на юго-восточном углу стены или от Башни номер два на северо-восточном углу стены. Данлэп сам закрыл и запер двери и окна башни. От дверей башни был только один ключ, и этот ключ лежал в кармане Данлэпа.
В отличие от других башен, в Старую башню № 3 нельзя было попасть с земли снаружи стены. Она была построена из камня с нуля, и единственными входами были две двери, соединявшиеся с верхней частью стены по обе стороны башни.
Кроме того, был отдан строгий приказ, чтобы никто не входил в башню без разрешения начальника смены. А ещё из-за яркого света дуговых фонарей у стены никто не смог бы пересечь стену и попасть в башню незамеченным другими стражниками.
Могло ли таинственное сообщение прийти с одной из других сторожевых башен? По этой причине — нет. Когда дежурный в одной из сторожевых башен — скажем, в Старой башне номер три — нажимал кнопку, индикатор на панели в капитанской рубке поворачивался на четверть оборота влево на циферблате, звонил маленький колокольчик на панели, и все телефонные соединения с другими башнями автоматически прерывались до тех пор, пока капитан не клал трубку после получения сообщения из Старой башни номер три.
Данлэп ничего не сказал Биллу Уилтону, когда тот вернулся на смотровую площадку после обхода территории. Он решил, что лучше никому не рассказывать о таинственном звонке. Они бы только посмеялись над ним, если бы он им рассказал. Если бы стрелка не вернулась в вертикальное положение на циферблате, у него было бы доказательство, на котором он мог бы основывать свою безумную историю о звонке призрака. Но стрелка на его глазах вернулась в прежнее положение после звонка.
Час спустя, в два часа ночи, Данлэп с ужасом наблюдал за индикатором Старой Башни № 3. Со всех остальных постов были получены отчёты. Затем, всего один раз, индикатор неуверенно дрогнул, почти на четверть оборота повернулся влево и вернулся в вертикальное положение. В три часа он не двигался. И в четыре тоже.
Прошла неделя. Ни один толчок не потревожил индикатор «башни-призрака».
Затем, однажды утром, в половине второго, нечеловеческий пронзительный крик в тюремном блоке разбудил половину заключённых и заставил тюремного надзирателя поспешить в двадцать первую камеру в коридоре, потому что именно оттуда донёсся леденящий кровь крик.
Бескровное, покрытое испариной лицо Малкольма Халси, пожизненно заключённого, было прижато к решётке двери камеры, когда пришёл охранник. Огромные руки заключённого вцепились в решётку, а его тело весом в двести пятьдесят фунтов, облачённое лишь в форменную майку, дёргалось, вздрагивало и тряслось с головы до ног. Ужас наполнил его глаза, он стиснул зубы, и мышцы его лица судорожно сокращались.
— Болен, Халси? — спросил охранник, привыкший к таким нервным срывам в здании, полном измученных душ.
— Я видел… я видел… — начал Халси, стуча зубами и едва выговаривая слова. — Я видел… О, мистер Хилл, пожалуйста, дайте мне соседа по камере — сейчас, сегодня вечером! Я… я болен, мистер Хилл. Нервы на пределе. Наверное. Можно мне поговорить с соседом по камере, мистер Хилл?
«Что ты видел?» спросил охранник.
«Он стоял прямо там, где вы сейчас, — хрипло прошептал Халси. — Он указывал на меня пальцем, когда я открыл глаза и увидел его. И улыбался. Я… я…» — его сильно затрясло, — «я видел его насквозь, мистер Хилл; видел решётку на окне позади него, я…»
- Кто? Кого видел? — перебил охранник.
Тогда Халси, похоже, понял, что слишком много говорит; что он ведёт себя не так, как должен вести себя самый опасный заключённый в тюрьме.
— Почему, — запнулся он. — Я видел — мне показалось, что я видел — своего старого приятеля. Он давно умер. Наверное, нервы. Слишком много думаю о своём старом приятеле и о старых добрых временах. Кошмар. Наверное.
— Да, кошмарный сон — это точно! — прорычал несимпатичный охранник. — Но не вздумай снова так орать, или мы бросим тебя в камеру с мягкими стенами. Всё крыло на ушах стоит. А теперь ложись спать и забудь о своём старом добром приятеле.
«Если бы я только мог!» — хрипло прошептал Халси сам себе, забираясь обратно на койку.
прошло две недели.
Из камеры номер двадцать один больше никто не выходил. «Башня-призрак» на стене была тихой и холодной.
Затем, однажды утром в два часа, капитан Данлэп увидел, как сдвинулся индикатор. Это вызвало у него отвращение, и он страстно пожелал оказаться за тысячу миль от тюрьмы «Гранит-Ривер».
Индикатор медленно, нерешительно сдвинулся влево, и колокольчик слабо звякнул. Капитан поднёс трубку к уху, но не услышал ни звука: линия была отключена. Индикатор вернулся в исходное положение, когда капитан положил трубку на рычаг.
Через несколько минут во двор вышел дежурный надзиратель. Билл Уилтон, дежурный надзиратель в ночную смену, был в отпуске, а его сменщик был новичком в тюрьме.
— Я не понял, мистер Данлэп, — сказал новый охранник, — вы сказали, что на старой башне номер три никого не было?
«Конечно, ты это сделал», — ответил Данлэп.
Охранник подергал себя за левое ухо и выглядел озадаченным.
— Забавно, — наконец заметил он. — Я был уверен, что слышал, как кто-то поёт в той башне, тихо и низко, когда проходил под ней несколько минут назад.
— Что он пел? — спросил капитан, наклонившись вперёд и пристально глядя на новоприбывшего в тюрьму.
«Дайте-ка подумать», — задумчиво сказал охранник. «Не смог разобрать большую часть песни. Что — то насчет «когда я умру в океанских глубинах»… Нет, это было не то. «Когда я умру и буду похоронен глубоко» — вот и все. Затем в нем было что-то о том, что этот мертвый парень возвращается к преследуемым людям, и много подобной чуши «.
— Понятно, — сказал Данлэп, вставая с кресла. — Я поднимусь и осмотрю башню. Вы оставайтесь здесь, пока я не вернусь.
Данлэп вышел за стены и поднялся в Новую Башню № 3, где допросил стражника Джима Хамфри. Хамфри не видел и не слышал ничего необычного в Старой Башне № 3 или вокруг неё.
Капитан Данлэп, перелезая через стену к башне-призраку, честно признался себе, что «до смерти напуган». Остановившись у двери, он нервно выглянул в окно.
Двор освещался фонарями, и этого было достаточно, чтобы убедиться, что внутри никого — или «ничего» — нет. Он отпер дверь и вошёл.
С помощью фонарика он тщательно осмотрел телефон. На аппарате скопилась пыль. Судя по всему, к трубке и передатчику не прикасались с тех пор, как Эйса Шорс покинул башню. На дверных ручках внутри тоже скопилась пыль. Было очевидно, что к ручкам не прикасались со смерти Шорса. Единственный стул, подоконники, маленький умывальник и таз — всё было покрыто тонким слоем пыли.
На телефонной батарее лежала старая трубка Асы, а рядом с ней — коробок спичек. Оконные задвижки были в том же положении, в каком их оставил Данлэп, когда месяц назад закрыл и надёжно запер башню.
Озадаченный и взволнованный тюремный надзиратель покинул башню, запер двери и вернулся на внутреннюю смотровую площадку.
На следующий день Малкольм Халси, «долгожитель», был госпитализирован. Врач поставил ему диагноз «нервный срыв».
но Халси, хотя его нервы были на пределе, всё ещё был способен на хитрые манёвры.
Его поместили в больницу из-за того, что он ел мыло. Халси так хотел сбежать из тюрьмы на Гранит-Ривер и был так уверен, что сможет это сделать, если его поместят в больницу, что прибегнул к старому, но эффективному способу — стал есть мыло.
Мыло, принимаемое внутрь в малых дозах, вызывает различные непонятные и, по-видимому, серьёзные физиологические изменения в организме. Халси выглядел больным и чувствовал себя больным, но его состояние не было опасным. В течение многих месяцев Малкольм Халси внимательно следил за передвижениями ночных охранников. Во время пребывания в больнице, когда он восстанавливался после огнестрельного ранения в плечо, он «придумал» возможный способ побега и уже собирался предпринять попытку, когда врач объявил, что он достаточно окреп, чтобы вернуться в камеру.
План побега «вечного узника» был прост: в полночь, когда капитан Данлэп и его команда были на дежурстве, надзиратель обходил территорию, пересчитывал пациентов в больнице и выходил со двора через ворота для надзирателей, чтобы пообедать в столовой для надзирателей за пределами стен. Когда надзиратель возвращался на внутреннюю вышку, он приносил с собой горячий обед для капитана Данлэпа.
При подсчёте заключённых в больнице надзиратель, как правило, не заходил в здание. Он просто включал свет в одной большой палате и смотрел через окно. Медсестра, дежурившая в больнице, стояла наготове и, когда включали свет, переходила от кровати к кровати и частично прикрывала каждого пациента, чтобы надзиратель снаружи мог их увидеть и пересчитать.
Теперь в пользу Халси говорило несколько факторов, в том числе то, что новый охранник дежурил у входных ворот в отсутствие постоянного охранника, который был в отпуске. Кроме Халси, в больнице был только один пациент. Дворцового охранника нужно было заманить в больницу, одолеть, снять с него форму, а затем Халси, одетый в форму, должен был попытаться обмануть охранника у ворот и получить ключи.
Без пятнадцати минут полночь в первый день пребывания Халси в больнице «долгожитель» тихо встал с кровати, пока медсестра-заключённая в белом халате отвернулась. Через три минуты ничего не подозревающая медсестра была аккуратно уложена на пол точным ударом за ухо, связана простынями, ей заткнули рот, сняли с неё белый халат и бережно уложили на кровать, которую недавно занимал мистер Малкольм Халси.
Другому пациенту, немощному старому заключённому, заткнули рот и привязали к кровати простынями. Затем Халси надел белый халат медсестры и, уложив медсестру и старого заключённого в их кровати так, чтобы казалось, будто они мирно спят, «долгожитель» лёг лицом вниз на пол и стал ждать развития событий.
В двенадцать часов новый охранник подошёл к окну больницы и включил свет. С восьми часов он каждый час пересчитывал людей в больнице и теперь собирался бегло осмотреть пациентов и идти к воротам. Там были двое его пациентов, которые, казалось, мирно спали. Но где же была медсестра?
Сердце Халси колотилось, как отбойный молоток, пока он лежал, растянувшись на полу. Сработает ли уловка? Войдет ли охранник в больницу, чтобы проверить, или доложит капитану Данлэпу, когда увидит фигуру в белом на полу?
Затем взгляд охранника остановился на мужчине, лежавшем на полу.
— Ха! — воскликнул он. — Забавное место для сна!
Но распростёртое тело медсестры не указывало на то, что она спит. Охранник был озадачен. Возможно, медсестра потеряла сознание или упала и поранилась. Охранник постучал в окно ключом. Ни ответа, ни движения со стороны медсестры или пациентов.
Затем ничего не подозревающий «винтик» запер дверь и вошёл. И старший охранник доложил бы капитану. Он наклонился, чтобы перевернуть псевдомедсестру на спину, когда его внезапно схватили за лодыжки и выдернули из-под него ноги.
Падая, охранник ударился головой о железную спинку кровати, избавив Халси от неприятной обязанности избивать его до потери сознания.
Через несколько минут «старожил» в форме охранника смело подошёл к воротам.
— Что сегодня в меню, Фрэнк? — небрежно спросил Халси, ещё ниже надвинув шляпу на глаза.
«Всё по-старому — вздор», — ответил сторож у ворот, опуская ключи. Несмотря на напряжение, тревогу и неуверенность, Халси спокойно насвистывал, отворяя первые ворота. Большой навесной замок на внешних воротах было не так-то просто открыть. Халси возился с ним, его руки дрожали, и, несмотря на все усилия, он не мог продолжать свистеть, хрипел, сбивался, а затем и вовсе замолчал.
— Эй! — внезапно выпалил охранник у ворот. — Посмотри сюда! По-моему, твои действия мне не нравятся.
Халси не поднял глаз. Он ещё раз лихорадочно повернул ключ, и замок открылся.
За это короткое время охранник на стене добежал до смотровой площадки и схватил дробовик. Когда он подошёл к двери смотровой площадки, тёмная фигура исчезла за углом здания в двадцати футах от ворот.
Мгновение спустя в казармах стражников отчаянно зазвонил сигнал тревоги, и дюжина мужчин с заспанными глазами вскочила с кроватей, натянула ботинки и штаны и выбежала во двор.
Охранник у ворот мог лишь сказать, где он в последний раз видел убегающего заключённого. Поймать его в такую тёмную ночь казалось безнадёжным делом, учитывая, что у беглеца было семь минут форы. Однако полуодетые охранники разбежались и направились к густой ивовой роще в нескольких сотнях ярдов от того места, где в последний раз видели заключённого.
В течение пяти минут после того, как преследовавшие их охранники скрылись в темноте, в тюрьме царила тишина. Затем —
Откуда-то из тёмной чащи донёсся леденящий кровь полуживотный-получеловеческий крик смертельного ужаса, разорвавший ночную тишину и эхом отразившийся от высоких тюремных стен.
Охранники в белых масках, временно растерявшиеся от этого жуткого воя, продирались сквозь заросли, их фонарики метались, как глаза демонов. Затем они нашли Малкольма Халси, «вечного».
Лежа ничком в грязи на берегу небольшого ручья, хватаясь руками за воздух, сотрясаясь от приступов безумного ужаса, некогда самый страшный узник тюрьмы бормотал что-то безумное, бессвязное.
Двое охранников поставили его на колени. Другие направили фонарики ему в лицо — лицо, которое можно увидеть в жутких кошмарах; жуткое лицо, частично покрытое чёрной грязью; бледное лицо, просвечивающее сквозь грязь. Глаза были широко раскрыты, выпучены, остекленели.
— Смотрите! Смотрите! — хрипло проскрежетал заключённый, указывая грязной рукой на тёмный уголок в зарослях. — Смотрите! Он стоит там и указывает на меня — и смеётся! Это Аса Шорс! Он каждую ночь неделями был в моей камере — смеялся надо мной! Он пел мне песню смерти — всегда пел — всегда смеялся! Не давал мне спать! Он идёт ко мне! Остановите его! Пожалуйста…
Затем раздался ещё один ужасный крик, дрожь, вздох, и охранники бросили безжизненное тело Малкольма Халси в грязь.
По какой-то странной прихоти судьбы онемевшие охранники невольно выключили свои фонарики. Их окутала кромешная тьма и полная тишина. Затем послышался слабый звук.
— Послушайте! — раздался хриплый голос охранника Джерри Кларка. — Вы это слышите?
Было слышно очень мало. Это был слабый звук, который становился всё тише.
«Когда я умру и буду похоронен глубоко под землёй, я вернусь ночью, чтобы…»
Потом это исчезло, и все снова стало тихо.
На сайте используются Cookie потому, что редакция, между прочим, не дура, и всё сама понимает. И ещё на этом сайт есть Яндекс0метрика. Сайт для лиц старее 18 лет. Если что-то не устраивает — валите за периметр. Чтобы остаться на сайте, необходимо ПРОЧИТАТЬ ЭТО и согласиться. Ни чо из опубликованного на данном сайте не может быть расценено, воспринято, посчитано, и всякое такое подобное, как инструкция или типа там руководство к действию. Все совпадения случайны, все ситуации выдуманы. Мнение посетителей редакции ваще ни разу не интересно. По вопросам рекламы стучитесь в «аську».