Новелла Гамильтона Крейги
I. Неприятности.
Куорриер сел в такси с неприятным ощущением кризиса.
У него не было воображения; его пищеварение было превосходным; даже в сорок лет, когда большинство мужчин в наши дни начинают ощущать на себе давление жёсткой конкуренции в бизнесе, Куорриер был почти таким же, каким был десять лет назад.
Нервы и Кворриер были чужды друг другу; он курил послеобеденную сигару, строго ограничивая себя, и это было его единственным развлечением; он лежал в постели и спал, когда другие мужчины с удовольствием отправлялись на поиски развлечений, которые мог предложить мегаполис.
Но лицо этого таксиста — он где-то его уже видел. Это было смуглое итальянское лицо с высокими скулами и прямым жестоким ртом, похожим на клин, между худыми щеками, покрытыми шрамами и струпьями от недавно заживших рубцов и синяками от пороховых ожогов.
Не самое привлекательное лицо. И такси было старым. Глядя на подушки, когда они с рёвом пронеслись мимо фонаря на углу улицы, Куорриер подумал, что грязная кожа покрыта пятнами, широкими полосами, как будто… как будто…
Но, чёрт возьми! Как он сам себе сказал, у него разыгралось воображение; возможно, его печень наконец-то подвела его. Несомненно, это была мигрень — утром он заглянет к старику Питерби. Питерби был хорошим, простым, старомодным врачом — никаких глупостей…
Он отправился в офис «Интервейл Стил Компани» с важным поручением. По сути, оно было жизненно важным — почти вопросом жизни и смерти. Но теперь он мрачно улыбался в тёмном салоне такси, размышляя о том, что, по случайному стечению обстоятельств, его решение, принятое в последнюю минуту, оставило эти документы там, где они были вне досягаемости, например, Хьюберта Марстона.
При нём не было ничего ценного; он был бы плохим добытчиком, если бы, как оказалось, этот таксист с лицом бравого парня за зловещей маской, которой было его лицо, оказался бандитом, нанятым, возможно, Пантерой с Пикок-Элли.
Экстравагантное прозвище, без сомнения, но таков был Марстон: обходительный, зловещий, учтивый — светский лев в равной степени с манипулятором. Он получил это прозвище вполне естественно, поскольку большинство его операций проводилось в отелях и клубах.
У него был кабинет неподалёку от «Аллеи», и именно из этого богато украшенного кабинета он иногда выходил с гвоздикой в петлице, с тростью в руке, и его смуглое лицо с загадочной улыбкой озаряло завсегдатаев каким-то смыслом, который мог понять только он. И он не стал рассказывать.
И Марстон хотел получить эти документы; они означали для него разницу между тюрьмой и свободой — да, между жизнью и смертью…
Хьюберт Марстон допустил единственную оплошность, которую рано или поздно допускает даже самый осторожный преступник: поддавшись внезапному порыву ненависти, он заказал убийство человека, который стоял у него на пути, и — заплатил за это, как и всегда, честными казначейскими билетами, как будто это был обычный день! Но оплата была произведена через посредника — или через третье лицо — таков был стиль Марстона. И на этот раз это его подвело.
Ибо эти документы — как он слишком поздно выяснил — были фальшивыми казначейскими билетами. Посредник позаботился об этом, расплатившись ими с наёмным убийцей и припрятав настоящие. И Куорриер, сам сторожевой пёс тех, чьи интересы Марстон собирался попрать (они уже некоторое время наняли его в качестве частного детектива), сначала нашёл самого недовольного бравого парня, добыл фальшивые банкноты вместе с признанием этого человека, проследил за ними — и теперь, наступая на пятки главному преступнику, он ждал только утра и того, что за ним последует.
Куорриер назвал водителю номер дома в Вест-Энд-80, но теперь, оторвав взгляд от окна, он прищурился от внезапного беспокойства.
— Чёрт возьми! — выругался он себе под нос. — Теперь, если бы я только подумал…
Но предложение так и не было закончено. Они были на узкой незнакомой улице, безмолвной, казалось, пустой, если не считать тёмных дверных проёмов, а кое-где — крадущихся, плывущих теней — высоких фасадов складов, слепых в ночи, безмолвных, мрачных.
«Инкуб» Гамильтона Крейги в следующем выпуске «СТРАННЫХ ИСТОРИЙ» — это необыкновенное пугающее приключение в подземной пещере. Не пропустите!
Эхо от рева двигателя с грохотом отражалось от этих железных стен — и внезапно, словно щёлкнув, он вспомнил, где видел это волчье лицо — смуглую физиономию водителя, отделённую от него одним стеклом.
Он увидел его за стеклом. Примерно за месяц до этого по приглашению своего друга Грегори Винсона, капитана детективов (с которым он раньше сотрудничал, до своего нынешнего знакомства), он посетил штаб-квартиру, и именно там, в галерее, отведённой для мошенников, он заметил это лицо, его черты, даже среди множества жуликов, головорезов, громил, карманников, карманных воришек, домушников и взломщиков. И теперь он вспомнил об этом, когда было уже слишком поздно!
Правой рукой он схватился за рукоятку тупорылого автоматического пистолета, который никогда не выпускал из рук, а левой сильно дернул за дверную ручку. Но дверь была заперта, и он не мог её открыть.
Куорриеру не раз приходилось туго; он не понаслышке знал, что такое опасность; она преследовала его средь бела дня, в темноте, ухмыляясь ему в лицо с кинжалом или пистолетом на дорогах и тропинках Криминополиса. Он был бойцом — иначе он не завладел бы этими документами, которых так жаждал Хьюберт Марстон, — доказательствами того, что Мастер Чикана совершил одну-единственную ошибку, которая должна была привести его, не успеет солнце зайти ещё раз, туда, где он будет в безопасности.
Теперь Куорриер, сжав губы в мрачную линию, потянулся к пистолету, чтобы разбить стекло, когда такси, взвизгнув тормозами, резко остановилось.
Дверь распахнулась, и за ней оказалась ветреная ночь и смутный силуэт на обочине.
«Вот вы и здесь, сэр», — услышал Кворриер голос, в котором, как он был уверен, слышалась насмешка в почтительном тоне. Но он видел только лицо, а за ним — чёрный провал, бархатную тьму, если не считать смутного очертания высокого здания неподалёку.
Куорриер не знал, сколько их там, в темноте, и ему было всё равно. Запертая дверь, лицо человека за штурвалом, незнакомая улица — по меньшей мере, его обманул сухопутный пират! В этом не было никаких сомнений.
Но времени на раздумья не было. Если он был не прав и всё это было ошибкой — что ж, он мог себе это позволить. Но перед ним возникло лицо Марстона, вкрадчивое, зловещее, ухмыляющееся… Что же сказал этот человек во время их последней встречи в офисе «Интервэйлс»:
«Владение, мой дорогой Куорриер, — владение — это десять пунктов беззакония. Помните об этом!»
Кворриер вспомнил, и вместе с воспоминанием на него нахлынул внезапный гнев. Но это был контролируемый гнев, как контролируется пламя, — хотя от этого он не становился менее смертоносным.
— Вот вы и здесь, сэр, — повторил голос, и теперь в нём было нечто большее, чем насмешка. В нём слышалась резкость, хрипотца; это было почти похоже на команду, приказ.
Тогда Куорриер ухмыльнулся — просто слегка изогнул губы. Затем, собравшись с силами, мыслями и телом, одним яростным броском он вылетел в дверной проём.
Белое лицо с ухмыляющейся гримасой исчезло из виду; раздался хлесткий удар, сопровождаемый громкой руганью. Поднявшись с колен, Кворриер с кривой ухмылкой окинул взглядом обмякшую фигуру на мостовой; затем он повернулся и посмотрел сквозь ладонь на длинный тёмный туннель, в дальнем конце которого виднелся огонёк, словно блуждающий огонёк, манящий его за собой.
Он не мог понять, где находится. Где-то в Сорок четвёртой, решил он, — вероятно, в Адской Кухне, — хотя в этом мрачном районе сражений, убийств и внезапных смертей было странно тихо.
Но когда его глаза привыкли к удушающей темноте, он понял, в чём дело. Это была улица складов и общественных магазинов, а дальше, когда он посмотрел вперёд, на фоне фиолетового неба, он увидел реку, похожую на ленту бледного пламени.
Он отвернулся от него и пошёл прочь, осторожно ступая по неровной мостовой. Дважды, пока он шёл вперёд, ему казалось, что за ним наблюдают — что из темноты на него смотрят чьи-то глаза; и дважды он быстро поворачивал голову, чтобы взглянуть на тишину и пустоту длинного одинокого пути.
И ему казалось, что, пока он шёл, шёпот эха его торопливых шагов раздавался впереди и позади него; он начал считать их — и внезапно понял. Они были впереди — и позади. Он попал в ловушку.
Позади него раздался грохочущий топот и крик, доносившийся из-за высоких стен:
— Вот он! А теперь — иди и возьми его!
И тогда Кворриер потянулся за пистолетом и обнаружил, что его нет; он, несомненно, потерял его во время стычки с таксистом. Но он собрался с духом и широко раскинул руки, как гризли, встречающий натиск волков. Но волков было много, и они приближались, голодная стая; один из них, выделяясь чёрным пятном на фоне звёздного неба, бросился вперёд с рычанием.
Остальные были ещё немного дальше. Кворриер увидел мужчину, или, скорее, почувствовал близость этой склонившейся тени, распростёртой, как летучая мышь, в полумраке… Затем последовал внезапный удар кулака по плоти — напряжённый рывок — и Кворриер, нырнув под летящую фигуру, выпрямился и отбросил его в сторону.
Летающая фигура врезалась в толпу, и раздался хор ругательств и проклятий. Но они продолжали наступать, размахивая оружием, делая выпады; почти в лицо Кворьеру ударила пуля… Раздался голос:
— Не стреляй, дурак! Большой Босс говорит…
Остальное было потеряно, когда пистолет с грохотом упал на мостовую. В центре вихря кулаков и ног Кворриеру казалось, что он сражается в кошмаре, которому не будет конца. Он упал на колено от удара, когда вдалеке послышался грохот дубинки и звон патруля.
Что-то схватило его за лодыжку — что-то одновременно мягкое и твёрдое. Он рванулся вперёд, вытянувшись в полный рост, как футболист в последнем отчаянном рывке, собрав все силы. Затем он вскочил на ноги, побежал, уклоняясь, кружась с мастерством и отчаянным усилием полузащитника, оттесняя противников вправо и влево.
Прямо впереди маячила чёрная пасть переулка, ещё более тёмная, чем ночь. В его глубине, словно ведьмин огонь, поднималось туманное, слабое свечение, словно из преисподней; боковым зрением он увидел его: смутный силуэт дома и открытую дверь.
Он дошёл до поворота — и перед ним возникла фигура, даже в этой темноте грубая, широкая, мускулистая, как гризли. Огромная рука поднялась, размахнулась и опустилась, как молот Тора.
Кворриер пошатнулся, напрягся, согнулся в коленях и рухнул на землю.
II.
Хватка палача.
Кворриер пришёл в себя, и все его способности вернулись к нему.
Стояла удушающая темнота — не просто ночная, а тюремная, безмолвная, затхлая, с застарелым запахом разложения и смерти. Через мгновение он услышал где-то рядом медленное, непрерывное капанье, похожее на биение сердца или медленное, кап-кап, течение жизни, которая утекала капля за каплей.
Фантазия казалась достаточно логичной; в ней не было ничего фантастического; Кворриер ждал там, в удушающей темноте, быстрого удара ножом, который означал бы конец, или оглушительного выстрела.
Но, будучи лишённым воображения, как человек, недавно побывавший под скальпелем хирурга, он боялся двигаться, чувствовать, хотя и убеждал себя, что не пострадал, если не считать пульсирующей боли в висках и синяков, которые он чувствовал, но не трогал.
Но было кое-что ещё. Через некоторое время его нерешительные, ищущие пальцы нащупали это. Длинная верёвка, изогнувшись, обвилась вокруг его плеч и рук. А позади него, прикреплённая к стене, она свисала, скользя, как змея, в густой темноте.
Он повернул голову, медленно, осторожно, словно проверяя, не болит ли она. А потом —
«Ха!» — выдохнул он, и в его горле зародился крик. Если бы он сдвинулся ещё на дюйм вправо, то оказался бы в петле, которая затягивалась бы по мере его движения, душила бы его, лишая звуков и чувств.
Каким бы храбрым он ни был, Куорриер вздрогнул, и его плечо дернулось от этой мысли. И дело было не в холоде. Двигаясь с бесконечной осторожностью, он провёл пальцами по конопляным нитям.
Тот, кто придумал эту петлю, был моряком. И только моряк мог её развязать.
И там, в темноте, связанный по рукам и ногам, он не знал, какая ещё опасность ему грозит. Куорриер позволил себе слегка улыбнуться. Он медленно, осторожно поднял руку, пальцы его были заняты верёвкой; он потянул за неё, и петля, свернувшись у его ног, как змея, заскользила по камням.
Куорриер не был человеком, склонным к молитвам в обычном понимании этого слова, но сейчас он вознёс к небесам безмолвную благодарность за порыв, который много лет назад побудил его стать юнгой на «Форде» в Китайском море. И долгие часы, проведённые в трюме, оказались совсем не напрасными.
Теперь, размяв затекшие мышцы, он осторожно поднялся на ноги, двигаясь с ловкостью и осторожностью индейца. Он освободился от стягивающей его верёвки, но, когда он двинулся вперёд, нащупывая дорогу, до него донёсся внезапный шёпот голосов, низкий, похожий на рычание диких зверей. В нём была такая нотка: яростное, жадное бормотание, и вскоре, по мере продвижения вперёд, он различил отдельные слова.
— Большой Босс… Тебе лучше быть осторожнее… Мар…
Кворриер оказался в своего рода коридоре, в дальнем конце которого слышались голоса. Всё это было сделано вслепую, так сказать. Такси, водитель с лицом знакомым и в то же время незнакомым, нападение, а теперь ещё и это. Но время поджимало. Он не стал задумываться о том, почему они не убили его на месте; он знал только, что Марстон — а он был уверен, что это дело рук Марстона, — если всё пойдёт по плану, будет в тайнике с документами. Несомненно, он был там и сейчас.
Куорриер машинально потянулся за пистолетом, но тут же бессильно опустил руку, вспомнив, что у него нет оружия.
Он напряжённо прислушивался, затаив дыхание, пока голоса удалялись — или, скорее, один из них; он слышал, как другой голос продолжал жаловаться вслед уходящему мужчине.
Очевидно, они оставили двух охранников. Один из них уходил, а другой остался и был не особенно доволен своей работой.
Резкий поворот длинного коридора внезапно вывел этого человека на всеобщее обозрение.
Кворриер прищурился от яркого света единственной лампы, прижался к стене, а затем, словно пантера, преодолел разделявшее их расстояние в три прыжка.
Мужчина, широкоплечий здоровяк с одутловатым лицом свинцового цвета, повернул голову, открыл рот и молниеносно сунул руку в карман, растопырив толстые волосатые пальцы.
Но Кворриер не терял времени. Как только великан потянулся за пистолетом, кулак Кворриера описал короткую дугу, и в нём была сила. Удар, пролетевший всего шесть дюймов, пришёлся прямо в цель; коренастый мужчина, его глаза остекленели, он покачнулся, поскользнулся и упал, беспорядочно размахивая руками.
— Ну, это нокаут! — выдохнул Кворриер, потянувшись за пистолетом.
Марстон, конечно, был «большой шишкой». Кворриер никогда в этом не сомневался, но до сих пор президент «Интервейл Стил» вёл свой брокерский бизнес, по крайней мере на поверхности, без применения открытого насилия. А «Интервейл Стил» — вы ничего не знали о ней, пока не стали её акционером; тогда, как бы случайно, вы узнали достаточно и даже больше.
Кворриер, взглянув на лежащего без сознания мужчину и сунув пистолет в карман, без лишних слов удалился. Пройдя по коридору, он без труда нашёл узкую дверь и бледные звёзды, подмигивающие ему с полуночного горизонта.
Но, взглянув на часы, он увидел, что было всего полдесятого; у него ещё было время добраться до тайника с документами раньше Марстона, если, как он теперь был уверен, в засаду его заманили головорезы Марстона.
Пройдя по тёмному переулку пять минут быстрым шагом, он вышел на оживлённую улицу и увидел такси-сову, водитель которого, высунувшись наружу, поманил его пальцем, приглашая сесть в машину.
Куорриер не колебался. Этот парень мог быть бандитом или кем похуже; он должен был рискнуть.
— Двадцать три, Джонс! — резко скомандовал он, и слова эхом разнеслись по салону такси. Он высунул голову из окна, когда такси отъехало от тротуара.
«И веди себя так, будто за тобой гонится сам дьявол!»
III.
Форма Невидима.
Куорриер добрался до места назначения без происшествий, но, поднимаясь по винтовой лестнице офисного здания в своё личное святилище, он испытывал тревожное чувство, что всё идёт не так, как должно. Эти лифты — они редко выходили из строя. Возможно. …
Но, слегка запыхавшись после подъёма, он добрался до своего этажа и открыл дверь своего кабинета.
Всего на долю секунды он замешкался, затем, отперев дверь, широко распахнул её и вошёл.
А потом, в третий раз за этот вечер, он испытал ещё один шок: почти с самого момента, как он вошёл в эту звуконепроницаемую комнату, он понял, что он не один.
На мгновение он застыл в свете электролампы, освещавшей открытую дверь, прислушиваясь, затаив дыхание, пригнувшись, наклонившись вперёд, как спринтер, готовый к старту.
Куорриер был крупным мужчиной с развитой мускулатурой; в своё время он был известным боксёром-любителем. Для крупного мужчины он был быстрым, уравновешенным, гибким и сдержанным.
Ледяной мозг и стальные нервы — вот что было у Куорриера. И в тот момент они были ему нужны.
Он ничего не слышал, ничего не чувствовал, никого не видел — и всё же он знал, не сомневаясь ни на секунду, что кто-то или что-то было с ним в этой звукоизолированной комнате на тридцать этажей выше улицы. И это знание — такое же несомненное, как тот факт, что он, Куорриер, всё ещё жив и дышит, — знание о том, что он был не один, не успокаивало. Это было фантастично, невероятно — но это было правдой!
Всё в этом кабинете было на виду; здесь не было укрытия для возможного злоумышленника; и всё же, судя по тому, что он видел, он знал, и его пульс участился при этой мысли, что он был не один.
Квотермейну взбрело в голову снять небольшой номер на верхнем этаже уединенного офисного здания. Ему нравился вид из окна; комнаты были уединенными; они подходили для его целей; они были приватными. Здесь могло произойти что угодно, и никто бы ничего не заподозрил; например, грохот тяжелого 45-го калибра не проник бы ни на дюйм за эти звукоизолирующие стены. И крик, и вопль затерялись бы там, как теряется камень, брошенный в глубокий колодец тишины и забвения.
Итак, если бы слуга Кворриера, Харрисон, проворный и очень умелый, не снял шляпу; или если бы, скажем, у него не было особенно густой шевелюры, вдобавок к тому, что, хотя он и был отличным слугой, он был немного глуховат; и если бы он хоть раз не проявил коварство в своих действиях и поступках, — эта история закончилась бы совсем по-другому — по крайней мере, для Кворриера.
Сунув руку в карман пальто и сжимая пальцами рукоятку пистолета, который он забрал у охранника в подвале, Куорриер, нахмурившись, медленно и внимательно оглядел комнату. Эти документы — он должен был убедиться в их подлинности.
Окинув взглядом комнату слева направо, он увидел книжный шкаф, картину в полный рост, написанную маслом, двойные окна, дверь, запертую на огромный старомодный ключ и ведущую в кладовую, небольшой настенный сейф, свой письменный стол, который замыкал круг.
Комната сама по себе была сейфом. Это было похоже на крепость: окна были защищены стальными листами, похожими на те, что используются в банках для защиты от грабителей; главная входная дверь, через которую вошёл Куорриер и которая вела в коридор и к лифтам, была стальной, с патентованным пружинным кодовым замком; другая дверь, ведущая в кладовую, тоже была стальной, но запиралась на огромный старомодный ключ, но этой дверью никто не пользовался с тех пор, как Куорриер поселился здесь.
Ничто, кроме ацетиленовой горелки, не могло бы прожечь стены, потолок, пол, но они были гладкими, без царапин и характерных пятен.
Теперь, чтобы понять события так, как они происходили:
Куарриер находился в своём личном святилище, в своём кабинете, примыкавшем справа к столярной мастерской. И простая схема, возможно, объяснит лучше, чем страница с пояснениями:
Электролампа, сияющая четырьмя нитролампами, освещала каждый уголок этого кабинета; она бросала яркий свет на Кворриера, стоявшего, как изваяние, перед сейфом. И пока он стоял там, впервые в своей упорядоченной жизни поддавшись страху, в его сознании возникло лицо; он снова услышал голос Марстона, президента «Интервейл Стил»:
«Они у вас, мой дорогой Куорриер; берегите их».
Куорриеру никогда не нравился Марстон; этот человек был неуловим, как угорь; никогда не видел его рук: невозможно было угадать, что скрывается за его лицом, похожим на мраморную маску, всегда бесстрастным, холодным, сдержанным.
Но у Куорриера были «документы», или, скорее, они находились там, в этом настенном сейфе, который сам по себе был маленькой крепостью из хромоникелевой стали и марганца, против которой не смог бы устоять ни один «открывашка для консервных банок» — даже ни один фонарик.
Теперь, когда он ввёл комбинацию, его внезапно охватило странное ощущение напряжения, шока; короткие волоски на затылке внезапно встали дыбом, словно от прикосновения невидимого ледяного пальца. И на мгновение ему показалось, что позади него кто-то есть — что-то поджидает его, ухмыляясь, — опасность, реальная и пугающая угроза, тем более страшная, что она была неизмеримой и неизвестной.
Но, положив пальцы на этот диск, Куорриер полуобернулся, словно собираясь уйти. Он нервничал, нервы были на пределе — возможно, из-за слишком большого количества кофе и крепких сигар. Вот оно. Это похищение; в конце концов, оно могло не иметь никакого отношения к Марстону. Документы были в безопасности — они просто не могли быть в опасности. Если только Марстон не был там и не ушёл; но у него едва ли было время.
Возможно, Кворриер тоже поддался бы этому порыву, и в этом случае эта история никогда бы не была написана. Кворриер мог бы так поступить, но в тот момент, будучи практичным и здравомыслящим человеком, он на долю секунды вообразил, что, повернув голову, увидит что-то нехорошее, что-то ненормальное.
Это было инстинктивное, первобытное, а не рациональное побуждение, и, взяв себя в руки, он, несомненно, резко развернулся бы и вышел из комнаты, если бы в этот момент боковым зрением не заметил явное свидетельство чьего-то присутствия.
IV.
Безмолвный Свидетель.
Куорриер был крупным мужчиной с развитой мускулатурой, опасным соперником в драке, «хорошим бойцом», как мы уже видели; молодым и сообразительным.
За долю секунды до него дошло, что Марстон мог делегировать свои полномочия (конечно, через кого-то) какому-нибудь помощнику, скажем, какому-нибудь юнцу, чтобы тот завладел этими документами. Но этот парень должен был быть первоклассным взломщиком сейфов; этот сейф был последним словом в области сейфов, и, как был уверен Куорриер, последним из последних.
Ни один обычный домушник не смог бы надеяться проникнуть в него, и мародёру пришлось бы полагаться на палец, натёртый наждачной бумагой до блеска, и на микроскопически чувствительный слух, чтобы уловить сквозь стальную и бронзовую преграду шорох падающих суперкамней.
И вслед за этим предположением внезапно возникла вторая, ещё более пугающая мысль: а что, если — только представьте, — если они не собирались взламывать сейф; что, если их план, цель этого безымянного невидимого Присутствия в первую очередь заключалась в том, чтобы использовать его — Куарриера? Что, если ему всё-таки удалось выбраться из ловушки в подвале? Что, если они собирались использовать его? Они заставят его открыть сейф. Всё было просто; в этом даже была доля сардонического юмора, но этот юмор не понравился Куорриеру.
В тот же миг он развернулся, присел, молниеносно сунул руку в карман и выпрямился, держа в руках короткоствольный автомат.
Затем его губы искривились в невесёлой ухмылке, когда он окинул напряжённым взглядом пустую квадратную комнату, освещённую светом ламп.
Мгновение он стоял, и на его проницательном, сильном, задумчивом лице проступили новые тревожные морщины, уши напряжённо вслушивались в звенящую тишину, взгляд перебегал от двери к двери, от стены к окну, а пульс на виске учащённо бился в такт его прерывистому дыханию. Он начал обходить комнату. Ступая на цыпочках, он подошёл к двери, через которую вошёл, и задвинул огромный засов. Засов казался действительно ненужным; сам замок, представлявший собой пружинную защёлку, был сконструирован так, чтобы выдерживать более сильное давление снаружи.
Щелчок стали о сталь прозвучал оглушительно громко в наступившей тишине; на мгновение у Куорриера возникло странное предчувствие, что это была напрасная предосторожность — что, по сути, он запирал и дважды запирал дверь в пустую комнату — в пустой сейф. Однако, взяв пистолет в руку и начав обход с двери, он продолжил свой путь.
Книжный шкаф он окинул беглым взглядом; там ничего не было. Затем картина; портрет его двоюродного деда; она задержала его на мгновение; эти глаза всегда удерживали его; это были «пристальные» глаза; и теперь на мгновение Кворьеру показалось, что они предостерегают, посылают сообщение, приказывают. Но он прошёл дальше…
Следующим на очереди был тяжёлый кожаный диван. С виноватой гримасой он остановился, заглянул под него, выпрямился и подошёл к двойным окнам. Диван был невинен, но что касается окон — он помедлил, пока возился с защёлками из полированной стали. Окна были плотно закрыты, и на фоне ветреной ночи виднелись лишь чёрные мерцающие квадраты.
Снимая замки один за другим, он поднял первое окно, отцепил стальной внешний фартук, а затем, уже наклонившись в чёрный колодец внизу, отпрянул, бросив быстрый взгляд через плечо, и по спине у него пробежал холодок от внезапной пугающей мысли.
Что это было?
На мгновение ему показалось, что он слышит за спиной шорох, движение, похожее на крадущиеся шаги по тяжёлому ворсу керманшахского ковра.
Но снова не было ничего — никого.
До улицы внизу было тридцать этажей, и когда он высунулся из окна, его воображение на мгновение перенесло его в ужасную, тошнотворную бездну падения.
Как просто было бы тому, кто стоял позади него, — как легко…
Он задрожал, на лбу у него выступил пот, а в глазах стоял туман страха. Рука схватила его за лодыжку, он резко дернулся, а затем на фоне ночи появилось размытое синее пятно — погружение — в пустоту…
Повернувшись направо, он окинул взглядом тяжёлую дверь, ведущую в кладовую. Он попробовал большой ключ, повернув ручку. Дверь была заперта; она была тяжёлой, прочной, основательной. Он нахмурился.
— Абсурд! — пробормотал он, но в его голосе не было уверенности. — Невозможно! — снова сказал он. — В комнате никого нет, кроме меня, и быть не может.
Но ещё до того, как он заговорил, он без тени сомнения понял, что кто-то или что-то находилось в этой комнате всего за несколько секунд до его прихода, и если он или что-то другое сейчас не было там, то где же это невидимое присутствие?
Присутствие в комнате кого-то, кроме него самого, было физически невозможно, если только не существовало четвёртого измерения, в которое, подобно тому, как человек переходит из света в тень, мог шагнуть незваный гость, насмешливо глядя на него с этого невидимого плана: живой призрак!
Абсурд! И всё же был ещё один факт — он видел его: безмолвный, безгласный, но всё же живой свидетель — явное и неопровержимое доказательство присутствия кого-то, кроме него самого.
Там, в запертой, забаррикадированной, неприступной комнате, не было ни малейших признаков того, что кто-то входил внутрь. Главная дверь, у которой не было ключа и которая открывалась только по известной только ему комбинации, была заперта изнутри. Второстепенная дверь, очевидно, тоже была заперта изнутри. Окна из толстого стекла были заперты на три замка новейшими патентованными приспособлениями. Кто-то или что-то проник внутрь, пройдя, как казалось, сквозь засовы и решетки, сквозь стены, сквозь сталь, камень и бетон, как джинн или призрак, — через замочную скважину?
Несмотря на свою рассудительность, твёрдость характера и практичность, Куорриер на мгновение ощутил почти суеверный страх. Но — чёрт возьми! Во всём пространстве, ограниченном этими четырьмя стенами, потолком и полом, не было места, где могла бы спрятаться даже кошка, не говоря уже о человеке. Это было за пределами его понимания, как и То, что вошло в него, хотя и находилось рядом.
Умом Куорриер не верил в сверхъестественное, но, будучи храбрым от природы и по воспитанию, в тот момент он испытал страх. Однако своим умом он предпочел приписать его Марстону; Марстон, если говорить о морали, мог быть кем угодно: это читалось в его любопытных глазах с бледными радужками, в плоском, мертвенно-бледном цвете кожи, как у змеиного брюха, в мрачном, похожем на ловушку рту. Куорриер никогда не обманывал себя в отношении президента «Интервейл Стил». Это было фантастично, нереально — и всё же. Это вполне могло быть ловушкой, и даже хуже. Опасность, более изощрённая, потому что неизвестная, окружала его; он чувствовал её, как эманацию. Как бы это назвали психологи? Аура, как от какого-то невидимого и смертоносного присутствия, которое видит, хотя и незримо.
V.
Через Замочную скважину.
Комната, или кабинет, как было написано, была неприступна для любого, кроме вооружённого до зубов нападающего. Двери были неуязвимы, за исключением взрыва, а окна — почти в той же степени.
Даже человек Кворриера, Харрисон, не смог бы войти в комнату в отсутствие своего хозяина, так что, зная комбинацию от сейфа, он не смог бы ничего из него взять или что-то в него положить. В те редкие моменты, когда Кворриер позволял ему прислуживать себе, он всегда уходил вместе со своим хозяином и возвращался, если возвращался вообще, в компании Кворриера.
Отшельник тщательно всё продумал. Марстон с его острым, изобретательным умом столкнулся бы с серьёзной проблемой при восстановлении этих документов.
Но когда Кворриеру внезапно пришла в голову мысль снять телефонную трубку, он понял, что это ловушка.
«Дайте мне «Скайлер 9000», — прошептал он охрипшим голосом в окутавшей его тишине. Но даже произнеся эти слова, он понял, что связь прервалась, и, убедившись в этом, продолжил осматривать кабинет с того места, на котором остановился.
Он обошёл всю комнату, за исключением настенного сейфа и маленького письменного стола с плоской столешницей у двери. Со своего места он мог легко видеть стол: на нём и под ним никого не было. И теперь, прежде чем набрать комбинацию, он положил руку на дверцы и небрежно потянул за ручки. А затем —
Он отпрянул, спотыкаясь, назад, когда двери с оглушительным грохотом распахнулись. Дрожащими пальцами он выдвинул ящик — и взял его в руки. Он вытащил его — пустой. Столкнувшись с невероятной правдой — тем, чего он боялся и во что не верил, — он стоял, ошеломлённый. Потому что документы исчезли!
Даже несмотря на волнение и тревогу, Куорриер позволил себе едва заметную, холодную усмешку. Но за несколько часов до этого он сам положил эти бумаги в специально отведённое для них место и, соблюдая предосторожность, чтобы быть вдвойне уверенным, поставил охрану на улице, доверившись людям, которым мог доверять. Потому что утром он собирался передать эти документы в хранилище на Западном Восьмидесятом шоссе, откуда Марстон никогда не смог бы их забрать, потому что с их получением наступила бы окончательная кончина президента «Интервейл Стил». Именно поэтому Куорриер позвонил по этому номеру, на который никто не ответил.
Теперь документы были уничтожены, и Марстон был в безопасности. Но оставалась последняя тонкая ниточка надежды, и она была такой:
Здание, новое, стояло отдельно; оно принадлежало Куорриеру; его враги каким-то непонятным образом получили то, что искали. И — раз так — они были в здании.
Приказ Куорриера этому охраннику не включал в себя остановку или задержание кого-либо, кто пытался проникнуть внутрь. При входе ему сообщили лишь, что, возможно, ему предшествовало около полудюжины человек. Они заманили его в ловушку — возможно, им даже удастся вычеркнуть его из списка вместе с уликами, но они — Марстон и остальные — кто-то из них или все они были в здании; они должны были быть там.
Он снова ухмыльнулся, быстрой, хищной ухмылкой, обдумывая незначительную улику, которая их выдала. Но если бы не она, он бы никогда не обнаружил кражу из сейфа.
И тогда, когда он встал, немного отвернувшись от сейфа и повернувшись лицом к тяжёлой двери, ведущей в кладовую, он выпрямился, напрягся и наклонился к замочной скважине.
Дверь была звуконепроницаемой, как и стены, но внезапно, как звук, который слышишь во сне, он услышал его: в замочной скважине раздался звук или отголосок звука, слабый и тонкий, но безошибочно узнаваемый, как биение сердца.
И этот звук продолжался, слабый и тонкий, словно приглушённый слоями ваты, настойчивый, регулярный — едва слышное тиканье часов.
На мгновение, пока он обдумывал и отвергал мысль о том, что они могли заложить бомбу замедленного действия под эту дверь, Кворриер заколебался. А потом он внезапно понял: они были в кладовой; он застал их врасплох; несомненно, они прятались и ждали его выхода. Он был слишком быстр для них; они не рассчитывали, что он сбежит из подвала, и если это так, то он, Кворриер, кое-что скажет об их побеге.
Бесшумно, держа наготове автомат, он медленно и осторожно приоткрыл дверь в коридор. Затем он оказался в коридоре, вглядываясь в сгущающиеся тени, где в дальнем конце между полом и потолком, словно звезда, висел огонёк. Пока он шёл вперёд, стояла тишина, густая, тяжёлая, печальная, пугающая, — тишина, отягощённая угрозой, зловещая, шепчущая, живая.
Прямо перед ним была первая из огромных батарей лифтов. Нажми он на кнопку вызова, и через мгновение рядом с ним были бы люди, на которых он мог положиться, люди, которые беспрекословно выполнили бы любой его приказ. Но потом он вспомнил и передумал.
Ему было легко поверить, что то же самое агентство, которое отключило его телефон, могло лишить его связи и здесь, но его палец, потянувшийся к сигналу, дрогнул, когда он краем глаза заметил, как из-под двери кладовой внезапно вырвался луч света.
Они выходили оттуда?
“ Ха! ” выдохнул он глубоко в горло,
Он не задумался о том, сколько их там может быть, или о том, что его верные стражи у ворот, находившиеся на тридцать этажей ниже, вероятно, были обезврежены той же зловещей рукой.
Бесшумно, с пистолетом в руке, твёрдым, как камень, он подошёл к двери кладовой; затем, сделав шаг назад, он остановился и резко выдохнул.
Здесь, в шести шагах слева от него, узкий коридор вёл к пожарной сигнализации и окну, выходившему прямо на главный вход и улицу. Кворриер, прислонившись спиной к стене, протянул руку вверх, туда, где прямо над его головой висела люстра. Он выкрутил три лампочки, затем подошёл к окну, открыл его, высунулся наружу и, делая паузы, бросал их вниз, в темноту.
Затем, с пистолетом в руке, бесшумно ступая по бетонному полу коридора, он подошёл к двери кладовой.
Опустившись на четвереньки, он прислушался к тому, что происходит за дверью, затем, все еще стоя на коленях, потянулся пальцами и медленно, с бесконечной осторожностью повернул ручку. На его лице появились новые морщины, мрачные складки. Его лицо было ожесточенным, мрачным, рот сжался в тонкую линию. Он выпрямился, встал на ноги, одним молниеносным движением распахнул тяжелую дверь и вошел в кладовую, держа пистолет наготове.
— Эти документы, Марсон, — резко скомандовал он, — я могу их использовать.
На мгновение его взгляд обратился к другому мужчине, который, сжимая кулаки и широко раскрыв глаза от внезапного ужаса и неверия, молча смотрел на призрак в дверях.
Но Марстон, с серым лицом и спрятанной в кармане рукой, пожал плечами, криво ухмыльнулся и выбросил руку вперёд и вверх со скоростью света.
Но, учитывая разницу между временем и вечностью, он не успел. Раздались два выстрела, почти слившиеся в один: ухмылка Марстона превратилась в застывшую гримасу; он покачнулся, наклонившись вперёд, его лицо внезапно стало пустым; затем он рухнул на пол.
Куорриер наклонился, подобрал бумаги, выпавшие из кармана мертвеца, и резко повернулся к своему слуге.
— Вы можете идти, Харрисон, — сказал он, как будто небрежно отпуская человека в конце рабочего дня.
Но если Харрисон и испытывал благодарность за предполагаемую отсрочку, то теперь он нетерпеливо повернулся к Куорриеру, его речь была прерывистой, мучительной:
— Он… вы должны выслушать меня, сэр, — мистер Куорриер, — взмолился он. — Он… мистер Марстон… он знал меня, когда… он знал о…
Его голос сорвался, дрогнул.
— Ну что? — холодно спросил Куорриер с бесстрастным выражением лица.
«Мистер Марстон, — продолжил мужчина, — он знал о моём прошлом. Я боялся сказать вам, сэр. Он каким-то образом узнал, что я отбывал срок, сэр… Он напугал меня, признаюсь, — он угрожал мне, угрожал рассказать вам… Вы, конечно, не знали…»
— Да, я знал, — просто объяснил Куорриер, и при виде выражения лица своего хозяина лицо камердинера внезапно озарилось, словно изнутри.
— Ты… знал… — пробормотал он.
VI.
Цепочка обстоятельств
— Но есть одна вещь, которую вы можете мне рассказать, — говорил Куорриер. — У вас, конечно, был код от сейфа; мы больше не будем об этом говорить, но как вы туда попали?
Харрисон склонил голову.
— Ну, сэр, — объяснил он через мгновение, — это было просто, но я бы никогда не додумался до этого, если бы не он. — Он указал на безмолвную фигуру на полу.
— Ну, как вы знаете, сэр, здесь всего три двери, — продолжил он. — Входная дверь вашего кабинета с кодовым замком, входная дверь в кладовую, обе выходят в коридор, и внутренняя дверь между кладовой и вашим кабинетом. Мы не могли попасть в кабинет через входную дверь из коридора из-за кодового замка, но мы могли и попали в кладовку из коридора — дверь даже не заперта, как вы знаете, сэр. И вот так мы попали в кабинет — из кладовки сюда, через дверь между ними.
— Но как?.. — начал Куорриер. — Эта дверь стальная; она была заперта — я готов поклясться. Вы не взламывали её; у вас не было под рукой Четвёртого измерения, не так ли, Харрисон? Но продолжайте; я признаю, что это выше моих сил.
Харрисон позволил себе тень усмешки.
— Ну, просто газета и немного проволоки, сэр, вот и всё. Я не осмелился отпереть соединительную дверь — заранее, сэр, — со стороны кабинета; у меня не было такой возможности. Я никогда не оставался в кабинете один, сэр, даже на секунду, как вы знаете; но под этой соединительной дверью есть зазор почти в полдюйма, сэр, — как раз для газеты. Из кладовки я просунул бумагу под дверь в кабинет, а затем с помощью проволоки было не так уж сложно вытащить ключ из замка; дверь, конечно, была заперта изнутри.
«Ключ упал на бумагу; мы просунули бумагу с ключом обратно под дверь, сэр, в кладовую, и… мы просто открыли там смежную дверь и вошли в кабинет. Потом я снова запер дверь со стороны кабинета и уже собирался выйти через парадную дверь, когда услышал ваши шаги на лестнице. Он ждал меня в кладовой; он сказал, что так безопаснее. В любом случае, я как раз успел пройти по коридору в кладовку у входа в коридор, прежде чем ты пришёл.
Он помолчал со странным выражением на лице.
«Но я не понимаю, как вы узнали, если вы меня извините, сэр, — как вы догадались. Потом, из коридора, вы увидели наш свет, когда мы были готовы выйти; мы думали, что вы ушли навсегда, конечно… Но ничего не трогали, сэр, кроме… то есть… конечно…» Он запнулся.
Куорриер заставил его замолчать, подняв руку.
«Я не подозревал, Харрисон, — я знал, — сказал он. — И я слышал через замочную скважину в той двери, что ведёт в коридор, тиканье твоих часов; они достаточно большие. Это, конечно, помогло. Но это было потом. Была одна мелочь, которую ты упустил из виду, да и я тоже — почти».
Послышались тяжёлые шаги по бетонному полу коридора, голоса: его охранники, вызванные «световыми бомбами» Куорриера.
Куорриер продолжал, как будто не слышал:
«Ну, это было прямо у меня перед глазами, но я чуть не пропустила это. Я видела, как оно двигалось, и знала, что что-то должно было заставить его двигаться».
Он помолчал, слегка поморщившись от воспоминаний.
— Видите ли, вы были в шляпе в кабинете, не так ли?.. Да, я так и подумал. Вы ещё и немного глуховаты… Ну, вам следовало бы быть в Марстоне. Но это в прошлом. И у вас хорошая, густая шевелюра — пока что.
Кворриер холодно улыбнулся. «Ну, ты ударил по нему и привёл его в движение — вот и всё. Ты даже не заметил этого. Потому что это была цепь от электрокара, Харрисон, и вот как…»
— Вы поймали нас, сэр! Я… я рад. Вы можете назвать это…
— Цепь обстоятельств, — закончил Куорриер, глядя вдаль, навстречу новому рассвету.
На сайте используются Cookie потому, что редакция, между прочим, не дура, и всё сама понимает. И ещё на этом сайт есть Яндекс0метрика. Сайт для лиц старее 18 лет. Если что-то не устраивает — валите за периметр. Чтобы остаться на сайте, необходимо ПРОЧИТАТЬ ЭТО и согласиться. Ни чо из опубликованного на данном сайте не может быть расценено, воспринято, посчитано, и всякое такое подобное, как инструкция или типа там руководство к действию. Все совпадения случайны, все ситуации выдуманы. Мнение посетителей редакции ваще ни разу не интересно. По вопросам рекламы стучитесь в «аську».